"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли".
(В.А. Сухомлинский)
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень
речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако исследования
ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой
роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности
ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка,
ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая
способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от
движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а
двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой
областью мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о
том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от
пальцев рук.
Выявлена полная корреляция движений пальцев рук и моторной стороны речи
ребёнка. В этой связи М.М. Кольцова считает, что уровень развития речи
дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук.
В домашних условиях, чтобы развить умелость рук и речевую активность
ребенка, можно:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики,
губку;
- рвать на мелкие куски бумагу;
- сжимать и разжимать кулачки;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцем правой и левой рук (по
очереди), сначала медленно, потом быстро;
- показать отдельно только один большой палец;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;
- закручивать шурупы, гайки;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- играть с песком, водой;
- рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Делать это надо ежедневно, чтобы добиться успехов. Кроме этих упражнений
можно играть с детьми в пальчиковые игры.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких
дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в
период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей
речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового
внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и
подражательных способностей.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка,
большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни
пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с
названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ваш
ребенок должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться
в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево.
У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее
налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для ребенка нет ничего лучше
игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Произносите текст
пальчиковых игр как можно четче и выразительней, а движения выполняйте
параллельно тексту.
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Замок
На двери висит замок
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)
Ножки
В новые сапожки нарядили ножки
(поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
(шагать пальчиками по столу)
Вы шагайте - топайте, по лужам не шлёпайте.
(постукивать пальчиками)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
(погрозить пальчиком)
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз)
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся.
(хлопаем в ладоши)
Счёт
Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Тесто
Тесто мы месили, (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили, (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп,
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
Хозяйка
Кукле кашу я сварю, (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу, (насыпать крупу)
И поставлю на плиту. (кулачок на ладошку)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)