Новости

Подписаться на RSS
2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 За все время

Развлечение "На лесной полянке"

Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.


Способность к общению включает в себя:


Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.


На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.


На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.


Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.


От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.


Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:


- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;


- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;


- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».


В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.


Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).


Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.


Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.


Советы родителям по формированию адекватной самооценки:


- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;


- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;


- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;


- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;


- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;


- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).


Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка


«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.


«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.


Принципы общения с агрессивным ребенком:


- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;


- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;


- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;


- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;


- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.


Игры на выплеск агрессивности


«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.


«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.


«Разыгрывание ситуации»


Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми


- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;


- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;


- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;


- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;


- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.


Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом


«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.


«Сидящий и стоящий».


Застенчивость


Последствия:


- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;


- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;


- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;


- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;


- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;


- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.


Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».


Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»


Советы родителям замкнутых детей:


Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.


- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;


- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;


- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;


- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.


Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:


Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;


- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;


- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;


- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;


- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );


- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;


- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;


- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.


Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;


- проводите досуг всей семьей;


- не допускайте ссор в присутствии ребенка.


Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;


- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;


- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;


- избегайте по возможности больших скоплений людей;


- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.


Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.


- не прибегайте к физическому наказанию


- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям


- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком


- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией


- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка


- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время


Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.


Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:


- лишение удовольствия, лакомства, привилегий


- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры


- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

«Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

 «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»



Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.


Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.


Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.


Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.


Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.


И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.


Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:


Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.


Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.


Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.


Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.


В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod39.htm

Как научить ребенка одеваться?

Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей

Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.


УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.


Проявления упрямства:


В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.


О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.


КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.


Проявления капризов:


В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.


Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:


Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:


Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:


1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:


Достигнуто не своим трудом.

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:


За поступок, за свершившееся действие.

Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:


Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)

После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)

Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

Наказание не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

Надо наказывать и вскоре прощать.

Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm

Способы уменьшить стресс ребенка


Знакомство с окружающим миром через овладение сенсорными знаниями и конструированием.ружающим миром через овладение сенсорными знаниями и конструированием.

 Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере

зависит от уровня сенсорного развития детей.

В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из

центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и

упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств

предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится

он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой и,

конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания так или

иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходил стихийно, без

разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается

поверхностным неполноценным.

Важнейший метод сенсорного развития - обучение в форме игр - с

дидактическими игрушками и материалом. Это могут быть игры на

группировку однородных предметов по величине, форме или по цвету.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста

имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств:

ощупыванием, рассматриванием, сравнением. Основная роль при этом

отводится таким методическим приемам, как обведение контура предмета

рукой ребенка, направляемой взрослым. Затем следует переход к

самостоятельному обведению контура предмета и наконец, к чисто

зрительному анализу свойств.

.Так дети в играх постоянно знакомятся с качеством предметов.

Умываются , знают температурные свойства воды. Гуляют на улице -

познают свойства снега.

В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая

матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши

на практике овладевают понятием величина.

В раннем возрасте устанавливается связь формы конкретных предметов

с ее обобщенным выражением. Деревянный или нарисованный кружок дети

называют то шариком, то мячиком и т.д. Использование опредмеченных слов

- названий помогает развитию и углублению восприятия формы. Не стоит

сразу говорить ребенку о прямоугольнике, квадрате. Малыш усваивает форму

как признак других важных свойств предметов. Он легко запоминает где

«крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает необходимые формы.

В ходе игр дети знакомятся со свойствами тех предметов, с которыми

будут действовать.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного

материала (кубиков и кирпичик) .Действуя с ним .дети узнают цвет, форму

предметов, их величину ,приобретают элементарные пространственные

представления Дети называть словом те признаки предметов, с которыми

они познакомились: кубик красный, .кирпичик зеленый, домик получился

маленький. а забор высокий. Таким образом в играх со строительным

материалом развивается речь .расширяется словарный запас. Возведение

постройки требует сосредоточенности внимания, памяти.

Движения детей становятся более точными, целенаправленными.

Игры со строительным материалом дают возможность проявить

самостоятельность Малыш приучается аккуратно пользоваться

материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или

его товарищем.

Дети учатся ставить кубики друг на друга «башня», ставить кирпичики

вертикально : на длинное ребро «загородка» и на короткое ребро «высокий

забор». Из кубиков и кирпичиков малыши могут построить: стол, стул, диван,

домик. ворота. Важно, чтобы игрушки по размерам соответствовали постройке

и были устойчивы. Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не

сразу, поэтому упражнения с одним и тем же содержанием повторяются

неоднократно.

Приобретите необходимый строительный материал. Из мелкого

строительного материала дети строят на столе Подберите

соответствующие игрушки для обыгрывания постройки

Следите за тем, чтобы ребята доводили начатое дело до конца. Если вы

видите, что у малыша что - то не получается и пропадает желание строить,

окажите ему помощь или подскажите, что надо сделать для завершения

постройки.

Очень полезно сочетать обучение конструктивным умениям с

развитием представлений об окружающем мире, с пополнением словарного

запаса. Малыши любят делать что - то вместе со взрослыми, особенно с папой

и мамой. Учитывая это, можно организовать такие игры со строительным

материалом. где каждый выполняет свое задание. Например ,вы строите дом,

а ребенок возводит вокруг дома забор, оставив место для деревьев .Потом

вместе сооружаете ворота. Предложите ребенку сделать из кирпичиков

дорожку от ворот к домику. . Для обыгрывания постройки дайте малышу

деревья «их можно сделать из3 картона . сборную матрешку «мама и детки»

В ходе игры малышей учат узнавать качества предметов цвет, форму и

величину. .Очень важно помнить, что игра должны создавать у детей

хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что

узнал новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что - то

сделать самому.

Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего

возраста Она играет важную роль в процесс е дальнейшего воспитания

ребенка.

Консультация для родителей . О чем говорить с ребенком в семье?

Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих

сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и

последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное,

пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам

сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и

монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их

полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и

слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями

и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить

через индивидуальные разговоры и беседы.

Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его

речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и

вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную

речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького

человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким

разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и

интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень

чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем

не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда

говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил

поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив,

ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не

общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются

медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего

возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах.

С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и

т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия,

транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен

чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о

своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В

дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно

использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в

этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни

ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать

содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог - речь одного человека, последовательное изложение мыслей,

описание действий, связанность рассказа.Большинство детей на конец

дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно

описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у

некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают

слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не

хватает слов для передачи мыслей. Взрослым нужно помочь научить

описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь

сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по

серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в

цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки,

картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она

пластмассовая. Куклу зовут Алиса. У Алисы голубые глаза, белые волосы,

красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску.

На ногах белые носочки и синие туфли. На голове красный бант. С куклой дети

играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой

последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется

предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

После шести лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два,

а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить

такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и

др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять

загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям.

Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его

сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и

квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что этотакое?» а теперь ты

задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.Можно

предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он

летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране:

описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны

отгадать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам?

Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из

художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой

книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать

ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по

картинке.

Детям старшего возраста необходимо предложить самостоятельно

придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что

было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом

(особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки.

Самый легкий вид такого творчества - составление рассказов по трем-четырем

опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения».(

«Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу.

Мальчики катаются на конька и на лыжах, девочки - на санках с высокой горы.

Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу.

Веселые зимние развлечения у детей»).

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например:

«Мальчик был в лесу, вдруг он услышал, что где-то близко …»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим

удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало

сказки можете придумать вы, например: «В сказочном лесу жила зайчиха с

маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу

узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко,

заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в

лес…»

Советы родителям

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа,

бабушка или дедушка, старшие братья и сёстры.

Рассматривайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки,

рассматривайте их с детьми.

Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ

интереснее» с участием всех членов семьи.

Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка.

Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте,

запишите новые.