Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему
овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой
информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие
тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за
шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки
не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом
говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно
сделать все намного проще!
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами
(кольца, перекладина).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите,
как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый
пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя
каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и
привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или
равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.
Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого
раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести
косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и
расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко
действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития
тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в
тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные
теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что
вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе
под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь
определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно -
развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и
посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и
различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.
Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не
получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует
постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.
Надо только постараться.
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого
времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами,
мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В
общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев,
способствуют формированию тонкой моторики руки.
Беседа с родителями «Страна пальчиковых игр».
Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
Задачи:
• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по
развитию мелкой моторики рук.
Ход беседы
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой
моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и
почему она так важна?
Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей, всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как
правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на одном из
аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до
поступления ребёнка в школу. Взрослые уделяя должное внимание
упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и
координации движений рук, решаем сразу две задачи:
- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие
ребёнка;
- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения
Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне ?
На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой.
Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно
долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.
Итак, достается крупа (гречка, горох, рис, ребенку вручаются маленькие
чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать, ложечки, миски,
стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в
свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из
одной емкости в другую и т. д. Однако крупа — не единственный вид
"кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле
картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца.
Чем не развивающее упражнение для пальчиков? .
Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки ?
Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка
собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень
благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с
запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать,
раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки.
А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или
моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды.
Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный
замок и украсить его природными материалами.
Какие игры направлены на развитие мелкой моторики ?
Для игр, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-
сюрпризов", мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаика прищепки.
Что дает ребенку пальчиковый театр ?
Театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный
тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность
пальцев обеих рук. Помогают освоить речь персонажей, и научат ставить
домашние мини – представления. А также помогает развивать
пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление,
помогает развивать словарный запас.
Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста
неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не
превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с
хорошим настроением.
Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.