Новости

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику»

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему

овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать,

если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой

моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это

оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой

информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах


карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие

тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за

шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки

не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом

говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно

сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами

(кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите,

как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый

пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя

каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и

привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или

равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.

Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого

раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести

косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и

расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко

действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития

тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в

тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные

теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что

вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе

под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь

определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно -

развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и

посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и

различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.

Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не

получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует


постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.

Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого

времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами,

мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В

общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев,

способствуют формированию тонкой моторики руки.


Беседа с родителями «Страна пальчиковых игр».

Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

Задачи:

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по

развитию мелкой моторики рук.

Ход беседы

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой

моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и

почему она так важна?

Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей, всегда волнует вопрос, как

обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как

правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на одном из

аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации

движений пальцев рук.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до

поступления ребёнка в школу. Взрослые уделяя должное внимание

упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и

координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие

ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения

Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне ?


На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой.

Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно

долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис, ребенку вручаются маленькие

чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать, ложечки, миски,

стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в

свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из

одной емкости в другую и т. д. Однако крупа — не единственный вид

"кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле

картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца.

Чем не развивающее упражнение для пальчиков? .

Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки ?

Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка

собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень

благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с

запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать,

раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки.

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или

моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды.

Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный

замок и украсить его природными материалами.

Какие игры направлены на развитие мелкой моторики ?

Для игр, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-

сюрпризов", мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаика прищепки.

Что дает ребенку пальчиковый театр ?

Театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный

тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность

пальцев обеих рук. Помогают освоить речь персонажей, и научат ставить

домашние мини – представления. А также помогает развивать

пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление,

помогает развивать словарный запас.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста

неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не

превышало 10 -15 минут.

Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с

хорошим настроением.


Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.